Как составить ТЗ для программиста?

 15.02.2019      (43 просмотров)


Что такое ТЗ?

Техническое задание - это документ, который служит для описание того, что заказчик хочет получить в конечном виде.

Техническое задание, как правило, прилагается к основному договору и включает полный перечень работ обязательного выполнения.


Зачем нужно техническое задание?

Любые разработки должны сопровождаться техническим заданием. Вы скажите, это формальности для чего они нужны, достаточно сплошным текстом написать и все и так поймут. К большому разочарованию, программисты пока еще не экстрасенсы и не всегда понимают заказчика, что ему необходимо. Так же как и заказчик, составляя ТЗ узнает, что именно ему нужно.

Для этого и составляются четкие задачи, сроки и методы выполнения. В дальнейшем это будет документ, с помощью которого решаются все спорные моменты. 


Как составить ТЗ для программиста?

Правильное формирование ТЗ экономит время для заказчика и для программиста, лучше 1 раз написать, чтобы 100 раз вас переспрашивали, как вы точно хотите видеть готовый проект. Точные данные, вместо догадок позволяют экономить время не только заказчика, но и программиста, который возможно у вас работает по-часовой оплате. 


Один из важных параметров - время исполнения, если вы располагаете временем, не стоит писать, что работу нужно выполнить за 1-2 дня, от этого соответсвенно будет и сумма другая "за срочность", так как вполне возможно исполнителю нужно будет подключать дополнительных программистов для быстрого исполнения вашей задачи.


При составлении задач по пунктам, возможно распределить нагрузку между несколькими исполнителями, вполне возможно что исполнитель не занимался некоторым типом работ, и ему нужно изучить документацию, в то время как другой программист постоянно занимается именно этим пунктом и может все сделать быстрее и соответственно дешевле.


Если ваши подчиненные, так же будут пользоваться созданным приложением, постарайтесь самостоятельно объяснить особенности работы с приложением, это избавит IT специалиста от необходимости разъяснять одно и то же.


После составления ТЗ, необходимо обсудить написанное с исполнителем, все ли ему понятно, как он понял этот проект, внимательно прислушивайтесь к ответу собеседника. Не стоит забывать, что вы свою сферу знаете лучше и только вы можете объяснить, какой вам инструмент нужен для работы.



Оформление технического задания

Оформление технического задания, как правило состоит из пунктов и подпунктов. Составление структуры технического задания облегчит понимание вашей задачи как и для вас (клиента), так и для программиста. Возможно при формировании пунктов у вас отпадут некоторые вопросы, которые будут включены в другие пункты или подпункты.


Техническое задание не должно быть слишком расплывчатым - ведь исполнитель может не верно его понять или не так, как требуется заказчику. В то же время техническое задание не должно быть слишком подробным, в любом проекте должно быть место творчеству. Кроме того, если вы досконально все знаете, как должен выглядеть ваш сайт, что мешает сделать это вам самому?



Что должно содержать техническое задание?

  • цель - задача, которую мы решим, реализуя данное техническое задание
  • описание - изложение предстоящий разработок
  • способ реализации - если вы не владеете терминами программиста, лучше всего описывать максимально свою задачу в цели и в описании, если вы владеете же знаниями, то пишите использование внешних библиотек (jquery, bootstrap) либо использование фреймворков (Angular, Vue, Ember, Laravel, YII и другие)
  • оценка работы - один из самых важных пунктов, если вы не оценили стоимость работы, не пишите, потому как вы отфильтруете профессионалов и вполне вероятно получите не качественную работу. Посмотрите несколько предложений исполнителей, сравните цену. Цена не должна быть очень низкая, у исполнителя должен быть рейтинг и отзывы, если вы выберете самое дешевое предложение, вполне вероятно вы и получите такой результат.



Безусловно, правильное написание технического задания не избавит вас от возможных проблем, но оно позволит отношениям с IT-отделом перейти в единую сферу сотрудничества, позволит заказчику повысить свою техническую грамотность и получить требуемое, а работников IT-отдела избавит от ряда проблем и не нужных вопросов.